Сообщение: #Сообщение
russkye
04 сен 2008, 2:10
Вот некоторые выдержки от сообщений человека практикующего кликер0тренинг. Я буду подчеркивать.
Дрессирую с помощью кликера уже три года.
Результаты неплохие. Старший пёс - действующий Чемпион России по обидиенс, на Чемпионате Мира (обидиенс) в Познани, в этом году занял 17 место из 80 собак. Лучший результат в сборной.
Младший впервые выступал на соревнованиях обидиенс-1, стал первым. Механику не использую вообще. Никогда не трогаю и не поправляю собак руками.
Теперь почему я выбрала кликер-тренинг.
Как я объясняю клиентам:
Беру деревянную гантельку, протягиваю её человеку, обучающийся инстинктивно берёт протянутый предмет. Я щёлкаю кликером и говорю:"вы - молодец, умница!" И даю человеку монетку.
Так учат с помощью кликера.
Потом беру человека за руку, руками раскрываю ему лодонь, кладу туда гантельку, закрываю её, сжимаю эту ладонь поплотнее и говорю:"Энергоноситель!" Человек держит гантель. Говорю:"Молодец, умница!" Даю монетку. Так учат с помощью механики. Потом спрашиваю:"В обоих вариантах, я вас похвалила и дала вам денег. Какую из монеток вам было приятнее получить?"
Выясняется, что легче и приятнее было в первом случае (и правда, чего это посторонняя тётка их руками хватает? ).
Потом человек обычно спрашивает:"А причём здесь "энергоноситель"-то?"
"Так, " -отвечаю, - "когда собака впервые слышит слово "аппорт", оно для неё тоже ничего не значит".
Или другой пример:
Как по "классике" мы учим команду...ну, скажем, "рядом"? Берем собаку на поводок, ставим слева от себя, начинаем движение. Если собака забегает вперед или отстает, произносим команду "рядом" и делаем рывок поводком.
Теперь представьте такую ситуацию.
Вам, по долгу службы, пришлось уехать в какую-нибудь другую страну, наример, Германию. А у вас есть ребенок, которому в этом году предстоит пойти в первый класс. Вы вынуждены взять его с собой и отдать в немецкую школу. А ему никто не объяснил, что за партой в школе нужно сидеть долго, 45 минут. И вот вы приходите в школу за своим детём и видите картину: учитель немец гоняет вашего отпрыска по классу линейкой, матюкая его на ходу по-немецки, а когда несчастный пацан оказывается за своей партой (единственным местом, где не бьют), педагог говорит "гут" и оставляет его в покое. Вот так же мы дрессируем своих собак.
во-вторых, я писала это неоднократно на других форумах, пишу и здесь. Я не считаю кликер панацеей. Мало того, бы сказала, что кликер не может помочь в трёх случаях:
-агрессия на хозяина
-агресси на собак, живущих в той же семье
-подбор падали в овраге (хотя я видела человека, который утверждал, что это возможно)
По поводу поджёвывания.
Собака жуёт предмет и вообще манипулирует им, если предмет ложится на коренные зубы. Следовательно нам нужно научить её держать гантель сразу за клыками. Здесь идёт воздествие по двум направлениям: учить правильно брать и учить держать+подносить без жевания.
Дано: Собака, которая умеет поднимать и приносить аппорт, но жуёт.
Решение: Предлагаем собаке взять аппорт. Если берёт правильно, укладывая за клыки - щелчок\кусок, если не правильно - слово "нет" (очень полезное слово, произносится, как можно менее эмоционально, это не осуждение, а просто:"Нет, твой ответ неверный, попробуй ещё раз.") и повтор.
Когда правильно взятие закреплено, начинаем наращивать расстояние, подкрепляя кликером поднос.
В моём случае активное жевание и подбрасывание купировалось за 15 минут занятий.
Таким же образом, я сейчас "вычищаю" у младшего укладку из движения. Ложится он быстро и охотно, но подворачивает передние лапы, как кошка. Учу вытягивать лапы: сначала из статики, потом из движения. На вчерашний день укладывался правильно в 100% случаев. Сейчас буду разграничивать команды "лежать" (обычная укладка) и "цыц" (голова между лапами). Так же выводя его на правильное решение
Кстати, кликерные собаки имеют существенный надостаток, они не выносят механики (опять же) в работе. То есть у меня был вариант, когда я на съёмках решила сделать "побыренькому" и начала трогать собаку ручками. Она тут же сказала, что работать не будет.
При этом у своей младшей собаки я до сих пор вижу отрыжку от жёсткой механики (эта собака была отдана мне полтора года назад): когда она находилась в статичном положении, и я начинала приближаться, собака отворачивалась (видимо возвращались и поправляли руками). Пришлось править положительным подкреплением.
Цель: создать собаку, раскрепащённую относительно работы, умеющую и желающую предлагать варианты решения проблемы. Проявляющую инициативу и способную оторваться от стериатипных действий.
Принцип: Именно собака предлагает вам набор дествий, которые вы компануете в нужный вам навык.
Автор другой, но практикующий дресс.
Главное достоинство этого метода на сегодняшний день в том, что им очень трудно испортить собаку неумелому дрессировщику.