Обучение собак: заметки с лекций Софьи Баскиной
Модератор: Duna
- Koree Key
- Сообщения: 1036
- Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:39
- Откуда: Калужская область
- Благодарил (а): 41 раз
- Поблагодарили: 68 раз
- Контактная информация:
Обучение собак: заметки с лекций Софьи Баскиной
В сентябре Соня Баскина проводит курс лекций по обучению хозяев
Подробности тут: http://baskina.com/archives/1580
Я хожу, очень нравится. Систематизация знаний + много очень интересных мелочей.
Хочу поделиться заметками, которые я набросала для себя по ходу лекций.
Лекции I и II
1. Обучение собак: общие принципы - гуманное, без принуждения, только на положительных собачьих эмоциях, с желанием и энтузиазмом.
2. перед обучением собаки каким-либо командам сперва нужно заложить базис для обучения. Это два главных слова, обозначающих похвалу (поощрение) и его отсутствие, так скажем. Это не порицание, это просто маркер неправильного действия собаки. Слова могут быть любыми удобными: «хорошие» - «хорошо!», «отлично!», «супер!», «молодец!», «умница!» и т.п. Главное – интонация, она тоже должна быть для этих двух слов разной. Поощрять лучше весело, высоким голосом. Но собака, в принципе, может привыкнуть к любому тону, главное – последовательность в словоупотреблении и отсутствие путаницы.
3. за одно занятие отрабатываем один навык. Один (!). Это как бы общеизвестно и вполне понятно, поэтому приведу важный пример. Бывает, что собака, давно уже привыкшая аккуратно брать лакомство из руки, обучаясь сложному навыку, может от стресса и напряжения несколько утратить контроль, и выхватывать кусочек из руки грубо. Так вот мы не можем одновременно тренировать желанный навык и умение брать лакомство аккуратно. Чтобы не сбивать собаку, проще надеть перчатки на время тренировки. Когда собака поймёт, что от неё требуется, и научится новому, то снова будет осторожна с зубами.
4. в начале обучения иметь в руке много кусочков лакомства, давать по одному. Жадность нам в помощь .
5. Заметки к плану занятий. Главное задание тренируем, пока собака не устала. Это индивидуально, нужно внимательно следить за состоянием собаки, подлавливая все нюансы. Зевание, чесотка, отсутствующий взгляд – типичные признаки усталости. В среднем, обычный щенок выдерживает около 20 минут плодотворного занятия.
6. очень полезны и важны, а также приятны в процессе обучения и легко даются собакам команды на улучшение координации движений. Это все сгибания и повороты, например, команда «Вальс» - развороты на месте в разные стороны. Этой простой и приятной командой хорошо заканчивать занятие.
7. для того, чтобы мы потом могли поощрять собаку на расстоянии, нужно постепенно вводить отсрочку между похвалой-словом и поощрением-лакомством. Т.е. постепенно наше «доброе слово» станет обещанием и гарантией того, что собака получит свой кусочек, не сейчас, но обязательно.
8. если у собаки совсем ничего не получается, упорно, просто ну никак: выполнить что-то простое, обильно поощрить и отправить на ночь думать. Работает . И с лошадьми тоже, кстати.
9. самая активная работа мозга идёт рядом с порогом лая, т.е. рядом с серьёзной перегрузкой нервной системы. Порог лая у каждой собаки свой, зависит от породы и от конкретной личности. (У наших коллей, кстати, этот порог довольно низкий, я считаю). Нужно понимать это, не загонять собаку в стресс и следить за её состоянием. Если возникла мысль «Ну, вот ещё разок – и хватит!», значит, хватит уже сейчас. Но и на низком уровне возбуждения работы не будет – собаке просто не будет интересно и ничего не запомнится. Короче, балансируем, даём собаке отдых.
10. кликер-дрессировка – оперантное обучение в чистом виде. Соня говорит, что кликер разгоняет, т.е. поощряет возбудимость собаки, её активность, и физическую и психическую. Поэтому Соня не особенно рекомендует кликер-дрессировку для дома и для собак-компаньонов, у которых и без того активный темперамент, типа терьеров, ну и большинства наших тоже. Плюсы кликера: работа на расстоянии. Может быть незаменим, когда дрессируем проблемных, агрессивных, асоциальных собак. Минусы: не даёт поощрять собаку спокойными «обнимашками» - тактильный контакт с человеком, успокаивание.
11. традиционное «механическое» обучение – с помощью принуждающих манипуляций – отупляет и лишает инициативы, а главное – с его помощью можно обучить далеко не каждую собаку. Но полученные при этом навыки действенно работают в стрессовой ситуации, за что этот метод и был взят на вооружение советской кинологией.
12. Важность обучения: собака – очень активный вид, заведомо более выносливый в движении по сравнению с человеком. «Волка ноги кормят» и всё такое. Поэтому невозможно загрузить собаку только физической активностью, она привыкнет и всё равно будет требовать больше. А вот умственная активность нагружает и утомляет организм очень сильно. Не зря же у людей треть энергии идёт на обеспечение работы мозга. Поэтому собачий мозг тоже напрягать необходимо.
13. если проблема не в собаке, а в нервном и раздражительном тренере, то надо взять паузу, походить, успокоиться. Вообще, любой тайм-аут в ходе занятия – это спокойно поводить собаку на поводке, полезен для обоих, и для собаки и для тренера.
14. если есть вероятность, что собака понимает тренера неправильно, тот не должен смотреть собаке в глаза. Если собака устала – тоже. Вообще про глазной контакт больше говорили на втором занятии, лекции 3 и 4. вкратце суть такова: собака понимает, что взгляд в глаза для человека – это способ общения, привлечение внимания. В этом собаки как вид абсолютно уникальны. Собака понимает взгляд в глаза двояко: закон её вида говорит, что это угроза, но века жизни рядом с людьми научили, что это вызов на общение, знак внимания. Люди унаследовали свой пристальный взгляд от приматов, у нас есть центральная ямка, и фокусировка. У собак взгляд рассеянный, и без важных причин они друг другу в глаза не смотрят. Поэтому неуставшая собака понимает взгляд хозяина правильно, но в случае усталости может бессознательно сработать природная программа.
15. вечный вопрос, что важнее: «Фу!» или «Ко мне!», т.е. стоит ли заставлять собаку выплюнуть что-то потенциально опасное даже ценой срыва команды «Ко мне» и её, собаки, возможного недоверия к хозяину. Соня считает, что безбоязненный подход собаки важнее, а если что-то не так, то можно срочно вернуться домой и вызвать рвоту.
P.S. Для себя я спросила Соню, как справляться с четырьмя собаками. Суть её советов: сначала, разумеется, заниматься с каждым по отдельности, для прививания базовых навыков. Но вообще занятия в группе необходимы. Будет полезно приучить собак реагировать на избирательные, именные команды – связка «кличка-команда», «кличка-лакомство».
Подробности тут: http://baskina.com/archives/1580
Я хожу, очень нравится. Систематизация знаний + много очень интересных мелочей.
Хочу поделиться заметками, которые я набросала для себя по ходу лекций.
Лекции I и II
1. Обучение собак: общие принципы - гуманное, без принуждения, только на положительных собачьих эмоциях, с желанием и энтузиазмом.
2. перед обучением собаки каким-либо командам сперва нужно заложить базис для обучения. Это два главных слова, обозначающих похвалу (поощрение) и его отсутствие, так скажем. Это не порицание, это просто маркер неправильного действия собаки. Слова могут быть любыми удобными: «хорошие» - «хорошо!», «отлично!», «супер!», «молодец!», «умница!» и т.п. Главное – интонация, она тоже должна быть для этих двух слов разной. Поощрять лучше весело, высоким голосом. Но собака, в принципе, может привыкнуть к любому тону, главное – последовательность в словоупотреблении и отсутствие путаницы.
3. за одно занятие отрабатываем один навык. Один (!). Это как бы общеизвестно и вполне понятно, поэтому приведу важный пример. Бывает, что собака, давно уже привыкшая аккуратно брать лакомство из руки, обучаясь сложному навыку, может от стресса и напряжения несколько утратить контроль, и выхватывать кусочек из руки грубо. Так вот мы не можем одновременно тренировать желанный навык и умение брать лакомство аккуратно. Чтобы не сбивать собаку, проще надеть перчатки на время тренировки. Когда собака поймёт, что от неё требуется, и научится новому, то снова будет осторожна с зубами.
4. в начале обучения иметь в руке много кусочков лакомства, давать по одному. Жадность нам в помощь .
5. Заметки к плану занятий. Главное задание тренируем, пока собака не устала. Это индивидуально, нужно внимательно следить за состоянием собаки, подлавливая все нюансы. Зевание, чесотка, отсутствующий взгляд – типичные признаки усталости. В среднем, обычный щенок выдерживает около 20 минут плодотворного занятия.
6. очень полезны и важны, а также приятны в процессе обучения и легко даются собакам команды на улучшение координации движений. Это все сгибания и повороты, например, команда «Вальс» - развороты на месте в разные стороны. Этой простой и приятной командой хорошо заканчивать занятие.
7. для того, чтобы мы потом могли поощрять собаку на расстоянии, нужно постепенно вводить отсрочку между похвалой-словом и поощрением-лакомством. Т.е. постепенно наше «доброе слово» станет обещанием и гарантией того, что собака получит свой кусочек, не сейчас, но обязательно.
8. если у собаки совсем ничего не получается, упорно, просто ну никак: выполнить что-то простое, обильно поощрить и отправить на ночь думать. Работает . И с лошадьми тоже, кстати.
9. самая активная работа мозга идёт рядом с порогом лая, т.е. рядом с серьёзной перегрузкой нервной системы. Порог лая у каждой собаки свой, зависит от породы и от конкретной личности. (У наших коллей, кстати, этот порог довольно низкий, я считаю). Нужно понимать это, не загонять собаку в стресс и следить за её состоянием. Если возникла мысль «Ну, вот ещё разок – и хватит!», значит, хватит уже сейчас. Но и на низком уровне возбуждения работы не будет – собаке просто не будет интересно и ничего не запомнится. Короче, балансируем, даём собаке отдых.
10. кликер-дрессировка – оперантное обучение в чистом виде. Соня говорит, что кликер разгоняет, т.е. поощряет возбудимость собаки, её активность, и физическую и психическую. Поэтому Соня не особенно рекомендует кликер-дрессировку для дома и для собак-компаньонов, у которых и без того активный темперамент, типа терьеров, ну и большинства наших тоже. Плюсы кликера: работа на расстоянии. Может быть незаменим, когда дрессируем проблемных, агрессивных, асоциальных собак. Минусы: не даёт поощрять собаку спокойными «обнимашками» - тактильный контакт с человеком, успокаивание.
11. традиционное «механическое» обучение – с помощью принуждающих манипуляций – отупляет и лишает инициативы, а главное – с его помощью можно обучить далеко не каждую собаку. Но полученные при этом навыки действенно работают в стрессовой ситуации, за что этот метод и был взят на вооружение советской кинологией.
12. Важность обучения: собака – очень активный вид, заведомо более выносливый в движении по сравнению с человеком. «Волка ноги кормят» и всё такое. Поэтому невозможно загрузить собаку только физической активностью, она привыкнет и всё равно будет требовать больше. А вот умственная активность нагружает и утомляет организм очень сильно. Не зря же у людей треть энергии идёт на обеспечение работы мозга. Поэтому собачий мозг тоже напрягать необходимо.
13. если проблема не в собаке, а в нервном и раздражительном тренере, то надо взять паузу, походить, успокоиться. Вообще, любой тайм-аут в ходе занятия – это спокойно поводить собаку на поводке, полезен для обоих, и для собаки и для тренера.
14. если есть вероятность, что собака понимает тренера неправильно, тот не должен смотреть собаке в глаза. Если собака устала – тоже. Вообще про глазной контакт больше говорили на втором занятии, лекции 3 и 4. вкратце суть такова: собака понимает, что взгляд в глаза для человека – это способ общения, привлечение внимания. В этом собаки как вид абсолютно уникальны. Собака понимает взгляд в глаза двояко: закон её вида говорит, что это угроза, но века жизни рядом с людьми научили, что это вызов на общение, знак внимания. Люди унаследовали свой пристальный взгляд от приматов, у нас есть центральная ямка, и фокусировка. У собак взгляд рассеянный, и без важных причин они друг другу в глаза не смотрят. Поэтому неуставшая собака понимает взгляд хозяина правильно, но в случае усталости может бессознательно сработать природная программа.
15. вечный вопрос, что важнее: «Фу!» или «Ко мне!», т.е. стоит ли заставлять собаку выплюнуть что-то потенциально опасное даже ценой срыва команды «Ко мне» и её, собаки, возможного недоверия к хозяину. Соня считает, что безбоязненный подход собаки важнее, а если что-то не так, то можно срочно вернуться домой и вызвать рвоту.
P.S. Для себя я спросила Соню, как справляться с четырьмя собаками. Суть её советов: сначала, разумеется, заниматься с каждым по отдельности, для прививания базовых навыков. Но вообще занятия в группе необходимы. Будет полезно приучить собак реагировать на избирательные, именные команды – связка «кличка-команда», «кличка-лакомство».
Последний раз редактировалось Koree Key 19 сен 2012, 14:41, всего редактировалось 1 раз.
- Ольга
- Сообщения: 2069
- Зарегистрирован: 08 май 2011, 16:27
- Откуда: Самара
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 12 раз
Кори, очень , интересно, спасибо!
volozka.loseva@yandex.ru
Ведётся запись на щенков !
8-927-767-35-94
питомник колли к/ш и шелти * С Воложки *
в питомнике есть Шелти !
Ведётся запись на щенков !
8-927-767-35-94
питомник колли к/ш и шелти * С Воложки *
в питомнике есть Шелти !
- Аланита
- Сообщения: 4212
- Зарегистрирован: 27 июл 2011, 1:24
- Откуда: Истра-Новоиерусалимская
- Благодарил (а): 83 раза
- Поблагодарили: 93 раза
Сейчас как раз работаю над этим. Если кличка-команда, то выполнять команду надо тому, чья кличка произнесена. А если просто команда, то выполнить должны обе.Koree Key писал(а):Будет полезно приучить собак реагировать на избирательные, именные команды – связка «кличка-команда», «кличка-лакомство».
Спасибо!
- Koree Key
- Сообщения: 1036
- Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:39
- Откуда: Калужская область
- Благодарил (а): 41 раз
- Поблагодарили: 68 раз
- Контактная информация:
Я сделала лучше - я попросила саму Соню о консультациях. Она, в принципе, не против. Так что задавайте вопросы сюда, я их соберу и отправлю Соне.МарКа77 писал(а):Koree Key,
Shana,
Иринка,
поговорите, пожалуйста! Я в уголочке постою послушаю
Не, я сама, конечно, поделюсь своими соображениями, но я вовсе не уверена в их качестве - в области обучения и дрессировки я только теоретик.
- Иринка
- Сообщения: 2464
- Зарегистрирован: 18 июл 2008, 7:11
- Откуда: г. Кемерово
- Благодарил (а): 28 раз
- Поблагодарили: 72 раза
Что есть одно занятие в понимании Сони?Koree Key писал(а):3. за одно занятие отрабатываем один навык. Один (!). Это как бы общеизвестно и вполне понятно, поэтому приведу важный пример. Бывает, что собака, давно уже привыкшая аккуратно брать лакомство из руки, обучаясь сложному навыку, может от стресса и напряжения несколько утратить контроль, и выхватывать кусочек из руки грубо. Так вот мы не можем одновременно тренировать желанный навык и умение брать лакомство аккуратно. Чтобы не сбивать собаку, проще надеть перчатки на время тренировки. Когда собака поймёт, что от неё требуется, и научится новому, то снова будет осторожна с зубами.
Сколько длится одно занятие?
Один навык= одно занятие, как же тогда быть при дрессировке для сдачи испытаний/соревнований? Тогда есть необходимость отрабатывать несколько навыков, делать связки.
Или один навык-одно занятие это для изучения нового навыка?
Или возможно так, пробуем поработать один навык, собака сработала идеально, прекращаем занятие на "высокой" ноте, активно играем и пр.
А спустя некоторое время работаем над чем то другим?
Канисаист
- Иринка
- Сообщения: 2464
- Зарегистрирован: 18 июл 2008, 7:11
- Откуда: г. Кемерово
- Благодарил (а): 28 раз
- Поблагодарили: 72 раза
Koree Key писал(а):. самая активная работа мозга идёт рядом с порогом лая, т.е. рядом с серьёзной перегрузкой нервной системы. Порог лая у каждой собаки свой, зависит от породы и от конкретной личности. (У наших коллей, кстати, этот порог довольно низкий, я считаю). Нужно понимать это, не загонять собаку в стресс и следить за её состоянием. Если возникла мысль «Ну, вот ещё разок – и хватит!», значит, хватит уже сейчас. Но и на низком уровне возбуждения работы не будет – собаке просто не будет интересно и ничего не запомнится. Короче, балансируем, даём собаке отдых.
Согласна, что когда думается "еще разочек и хватит" занятие надо прекращать)))
Но как быть с лаем? Например у нас дома есть еще 3 неколли)))
Дворняга никогда во время занятий не лает, "довести" его до лая в работе и пр, невозможно. Далматины тоже не лают. Бывает Некс требуя пуллер или диск может бухтеть и все. "Додавить" их до лая тоже очень трудно.
Сказать, что далматины менее возбудимы чем колли, я не могу. По мере возбуждения они более менее одинаковы.
Колляхи получается в силу своей предрасположенности к лаю вообще с запределльно низким порогом возбуждения, и тогда процесс их обучения это серьезная перегрузка НС. И обучение должно идти очень тяжело, навыки практически не будут формироваться, раз мозх быстро перегревается.
Как тогда быть с колляхиным лаем?
Канисаист
- Duna
- Администратор
- Сообщения: 5749
- Зарегистрирован: 19 июн 2008, 10:56
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 74 раза
- Поблагодарили: 106 раз
Иринка
у меня почти тот же вопрос
у меня почти тот же вопрос
Если говорить о таком виде совместной деятельности человека и собаки как пастьба, следует ли понимать это высказывание так, что когда пасущая собака лает, значит у нее происходит серьезная перегрузка нервной системы? Или все-таки мы говорим о возбуждении, которое не всегда равноценно перегрузке НС и может быть очень продуктивным?"самая активная работа мозга идёт рядом с порогом лая, т.е. рядом с серьёзной перегрузкой нервной системы."
Бешеной собаке сто верст - не крюк (с)
- LiliZ
- Сообщения: 3506
- Зарегистрирован: 18 июл 2008, 15:59
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 69 раз
скорее всего имеется в виду, что за одно занятие изучается только один новый навык.Один навык= одно занятие, как же тогда быть при дрессировке для сдачи испытаний/соревнований?
по крайней мере большинство инструкторов работает именно так.
у меня вопрос к Кори
эту цитату я понимаю как то, что лай - это признак серьезной перегрузки НС?самая активная работа мозга идёт рядом с порогом лая, т.е. рядом с серьёзной перегрузкой нервной системы.
любой лай? или какой-то конкретно?
Например Кви во время занятий не лает вообще (т.е. она не возбуждена), а вот если ей НЕ кидать мячик на прогулке или не играть во что-то, то она будет ходить и орать. Но не потому, что НС серьезной перегружена, а потому, что ей просто скучно и она просит, чтобы с ней поиграли.
Ада действительно орет периодически от перевозбуждения, но я бы не сказала, что она истерит или у нее НС перегружена. Собака в данном случае т.о. не сбрасывает напряжение, как рассказывала Ирина про Арта, а скорее "подогревает" сама себя или меня или другую собаку. Типа давай-давай, быстрей кидай или быстрей беги....